12 Jul 2024
Несмотря на общее потепление Арктики, в ключевых узких каналах Северо-Западного прохода: Восточном море Бофорта, проливах Мак-Клур и Вайкаунт-Мелвиллз — навигационный сезон за последние 15 лет сократился в два-три раза. Это произошло из-за таяния многолетних арктических льдов, которые стали откалываться, перемещаться южнее и препятствовать судоходству. В ближайшие десятилетия это затруднит логистику для местных арктических сообществ Северной Америки. Статья опубликована в журнале Communications Earth & Environment.
Ожидается, что изменение климата упростит навигацию в арктических водах. Уже сейчас протяженность морского льда на Северном морском пути, который соединяет Европу и Азию через арктическую зону России, ниже средних многолетних значений, а к середине века он может и вовсе стать свободным от льда и не требовать поддержки ледоколами. В Канадской Арктике число морских рейсов с 1990 года выросло в четыре раза благодаря все более длительному и безледному летнему сезону. Впрочем, прогнозы затрудняются тем, что климатические модели плохо отражают динамику льда в узких каналах.
Элисон Кук (Alison Cook) из Университета Оттавы и ее коллеги исследовали, как изменился навигационный сезон в Северо-Западном проходе с 2007 по 2021 год. Этот морской путь соединяет Атлантический и Тихий океаны через арктическую зону Северной Америки, и Канадская ледовая служба составляет для него еженедельные карты льда. Авторы использовали данных этих карт для расчета продолжительности сезона навигации и рисков судоходства.
Вопреки ожиданиям, за последние 15 лет продолжительность сезона навигации в трех узких каналах Северо-Западного прохода резко сократилась: в Восточном море Бофорта с 20-25 до 10-15 недель, в проливе Мак-Клур с 10-15 до 3-5 недель, а в проливе Вайкаунт-Мелвилл с 5-10 недель до 2-4 недель в год. Сезон стал дольше лишь на одном узком участке — на восточном входе в пролив Ланкастер. Если в 2007 году он составлял там 20 недель, то к 2020-м годам увеличился до 23-25 недель.
Ученые связали это с последствиями потепления в Арктике: льды между северной частью Гренландии и Канадским архипелагом (это место известно как Последняя ледяная зона Земли) тают, раскалываются и мигрируют на юг, забивая узкие каналы. Ученые отметили, что в ближайшие десятилетия это может затруднить снабжение арктических сообществ.
Потепление в Арктике создает проблемы не только для судоходства, но и для белых медведей: недавно зоологи выяснили, что во фьордах на юго-востоке Гренландии обитает изолированная субпопуляция белых медведей, которым пришлось перейти на пресноводный лед из-за нехватки морского.
Источник: N+1
Фото: Alison J. Cook et al. / Communications Earth & Environment, 2024
19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...
14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...
30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...
С 18 по 20 октября в Казани пройдет шестой международный «Медиафорум-2023: свобо ...
10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...
Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист.
Доктор политических наук, профессор МГИМО
Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук.
Профессор
Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.
Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук.
Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.